Суббота, 21.06.2025, 00:22
Приветствуем вас Гость | Регистрация | Вход

Группа "ПЧЕЛКА"

Меню сайта
Категории раздела
Вход на сайт
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи


«Как приобщить ребёнка к русской культуре»
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской
народной культуры не потеряло своего значения и в настоящее
время. Вот и мы с вами давайте не оставим этого без внимания и
привьём любовь к русской народной культуре уже сейчас в
дошкольном возрасте.
Использование различных жанров детского фольклора
способствует поддержанию эмоционального настроя, стимулирует
познавательную и творческую активность в самостоятельной
деятельности. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир
народной культуры, тем лучших результатов добиваемся.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет
формировать у дошкольников патриотические, нравственные чувства,
развивать духовность
Красота нужна всем, но прежде всего она необходима детям.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и
динамичное по рисунку, пленяет и очаровывает детей. Уважение к
искусству своего народа надо воспитывать терпеливо, тактично, не
забывая о личности ребенка, его взглядах, интересах и желаниях.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты
русского характера, присущие ему нравственные ценности –
представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое
отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Благодаря этому фольклор является богатейшим источником
познавательного и нравственного развития детей.
«Во все времена у всех народов основной целью воспитания
является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых
народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим
поколениям житейского, производственного, духовного опыта,
накопленного предшествующими поколениями.
Сила народных традиций, прежде всего, заключается в
человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и
требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого
отношения к окружающим.
С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к
сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой,
прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они
работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие
они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо
донести до сознания дошкольников, что они являются носителями
русской народной культуры, воспитывать их в национальных
традициях.

Воспитание детей народной культуре, нужно строить на основных принципах:

- Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек,
пословиц, поговорок и т. д.).
В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты
русского характера, присущие ему нравственные ценности -
представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в
таких произведениях занимает уважительное отношение к труду,
восхищение мастерством человеческих рук.
- Знакомство с русскими народными играми, считалками. Русские
народные игры - один из жанров русского народного творчества. в
них заключена информация, дающая представления о повседневной
жизни наших предков, их быте, труде. Игры были непременным
элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет
обильную пищу для работы ума и воображения.
-Знакомство с традициями, народными приметами и обрядами,
обрядовыми праздниками.
- Театрализованная деятельность детей. Дети учатся обыгрывать
знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки. В процессе
театрализованной деятельности, дети глубже чувствуют атмосферу
прошлого, знакомят с предметами быта.
-Знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать и
петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять
движения русских народных танцев.
-Знакомство с декоративно - прикладным искусством. Дети узнают
историю зарождения народных промыслов.
Одной из самых эффективных форм воздействия на личность
были и есть народная сказка. В большинстве русских народных
сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своём
народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло,
устанавливает справедливость и согласие в мире.
В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к
окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.
Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо
помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою
родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к
своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли
гуманистическую направленность развивающейся личности.
Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического
воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных
песен, закличках.
Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и
чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком.
Ребёнка утомившего криком и беспокойством, в раздражении
обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком,
таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают
обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы
имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.
Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности
в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх.
Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с
которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В.
Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является
основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость,
быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и
вниманию.
В играх используются « считалки» - одна из древнейших
традиций. С их помощью определяют кто « водит», и тех, кто
попадает в благоприятное для себя положение.
Обыкновение пересчитываться идёт из быта
взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена:
детям доставляет удовольствие сама возможность играть
словами, возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов
и слов.
В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением
труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов
возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие, и в
результате происходят ошибки, смещение звукового ряда,
искажение смысла.
Но не только сказки, пословицы, поговорки,
скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и
воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в
народных праздниках.
Народные праздники были и есть настоящим кодексом
неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают
нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности
к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено
в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные
вечера.
Основные атрибуты празднования Святок - ряжение и
колядование. Само слово «коляда» - одни авторы этимологически
связывают с итальянским «календа», что означает первый день
месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада»
означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» –
специальный мешочек – угощение, колядовщики ели совместно по
кругу.
Смысл всех святочных действий - попытка заглянуть в
будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди
обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья
для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется
судьба, пытались узнать через гадание.
В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой
звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами,
ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не
пролез». В этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой.
Считается, что эта вода спасение от всех недуг.
Приобщение детей к народным традициям в основном
происходит в детских садах и происходит это в форме игр и
детских праздников. При этом важно не только дать детям новые
знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении
обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Уважаемые родители!
Мы вас призываем побольше, рассказывать своим детям о
культуре нашего народа, традициях, праздниках, посещать
краеведческие музеи, выставки художественно-прикладного
искусства, читать сказки, небылицы, басни т.д.

Материал предоставила педагог Максимова О.В.
Категория: Родителям на заметку | Добавил: lyudmilazaika (14.03.2025)
Просмотров: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar