«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Болезненный, отстающий в физическом развитии ребенок быстрее утомляется, у него неустойчивое внимание, слабая память, низкая работоспособность. От того, насколько наши дети будут здоровы и жизнерадостны, зависят их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
Именно поэтому здоровьесберегающие технологии в детском саду должны сопровождать любую образовательную деятельность.
И на музыкальных занятиях мы активно используем здоровьесберегающие технологии: дыхательные и артикуляционные гимнастики, пальчиковые и речевые игры, ритмопластику и динамические упражнения, музыкотерапию и игровой массаж.
Система музыкально-оздоровительной работы предполагает использование на каждом музыкальном занятии следующих здоровьесберегающих технологий:
1.Валеологические песенки-распевки.
2.Дыхательная гимнастика.
3.Артикуляционная гимнастика.
4.Пальчиковые игры.
5.Музыкотерапия.
6.Игровой массаж.
7.Логоритмика.
8.Ритмопластика.
Валеологические песенки-распевки.
Хорошо начинать музыкальное занятие с валеологических песенок-распевок, («Здравствуй», «Я пою, хорошо пою», «Я иду!», «Просыпайтесь!» и др.) так как несложные, добрые тексты, плюс мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению.
Например, валеологическая песенка-распевка «Доброе утро» включает в себя еще и оздоровительный массаж.
Доброе утро! Улыбнись скорее!
Разводят руки в стороны и слегка кланяются друг другу.
И сегодня весь день будет веселее.
«Пружинка» с хлопками.
Мы погладим лобик, носик и щечки.
Выполняют движения по тексту.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
Поочередные наклоны головы к плечам.
Разотрем ладошки сильнее, сильнее!
Движения по тексту.
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы!
Разводят руки в стороны.
Дыхательная гимнастика - это еще одна из форм здоровьесбережения.
Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще.
Основные задачи дыхательных упражнений вы видите на слайде.
- Укреплять физиологическое дыхание детей (без речи).
- Тренировать силу вдоха и выдоха.
- Развивать продолжительность выдоха.
- Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох и длинный выдох.)
Артикуляционная гимнастика.
На музыкальных занятиях мы часто наблюдаем, что некоторые дети не правильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. С данными трудностями помогут справиться упражнения артикуляционной гимнастики, направленные на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, (укрепляют мышцы лица, губ, языка, способствуют их подвижности; растягивают подъязычную связку-уздечку), т.е. подготавливают к правильному произнесению звуков, слогов, целых слов.
Задачи артикуляционной гимнастики:
- Развивать певческие способности детей.
- Формировать артикуляцию различных звуков.
- Закреплять артикуляционные уклады этих звуков в слогах, словах, фразах.
- Совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности языка и губ.
В результате этой работы у детей повышаются показатели уровня развития речи, певческих навыков, улучшаются музыкальная память, внимание.
Пальчиковые игры.
Важное место на музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.
Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества.
Речевые игры.
Речевые игры – одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Они позволяют детям овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Идея использования речи в музыкальном воспитании принадлежит известному немецкому композитору и педагогу Карлу Орфу. В речевых играх Т. Боровик и Т. Тютюнниковой текст дети поют или ритмично декламируют хором, соло или дуэтом. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.
Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Задачи:
- Развивать музыкальные и творческие способности детей;
- Формировать представления о форме и структуре музыкального произведения;
- Развивать звуковую культуру речи, связную речь и ее грамматически строй;
- Улучшать дикцию детей;
- Совершенствовать умение выразительно передавать настроение и характер персонажа;
- Укреплять голосовой аппарат;
- Побуждать детей импровизировать в различных видах деятельности.
Материал предоставил музыкальный руководитель Л.В. Чуткова
|